Последние новости

Рубки ухода за лесом. Всем нам знакомое понятие. Что можно нового сказать об этом? С одной стороны, существуют многолетние традиции их проведения, с другой — жизнь не стоит на месте и в каждом деле мы можем наблюдать прогресс, развитие, инновации и т. п. Со временем, в зависимости от развития технических возможностей, меняются требования и к проведению рубок ухода. К примеру, были времена, когда трелевка древесины на выборочных рубках осуществлялась в основном лошадьми. Соответственно, и требования к технологическим процессам были с учетом этого. Затем все чаще стали использовать различные механизмы, тракторы, лебедки, бесчокерные приспособления, тракторные тележки, наконец, харвестеры и форвардеры. Одновременно менялись и требования к технологическим процессам.   Причем порой эти изменения принимались не столько из лесоводственных соображений, сколько из технических возможностей на тот момент.

Согласно действующему ГОСТУ рубки ухода за лесом — это уход за лесом, осуществляемый путем удаления из насаждения нежелательных деревьев и создания благоприятных условий для роста лучших деревьев главных пород, направленный на формирование высокопродуктивных качественных насаждений и своевременное использование древесины.

Лучшие деревья — деревья преимущественно главной породы, которые по своему состоянию и качественным показателям наиболее полно отвечают хозяйственным целям.

Таким образом, при проведении рубок ухода мы должны удалять только нежелательные деревья, создавая благоприятные условия лучшим деревьям. Другими словами, удалять лучшие деревья мы не должны.

Надо признать, что наши стандарты, правила, технические условия почти всегда компромисс между лесоводственным идеалом и технологическими возможностями. В основном эти возможности ограничены техническими параметрами лесозаготовительного оборудования.

Поэтому действующим стандартом предусмотрено, что технология рубок ухода за лесом должна включать, помимо других технологических операций, также и устройство технологической сети — технологических коридоров (волоков) и погрузочных площадок, а в культурах с узкими (до 2 м) междурядьями допускается даже проведение линейных рубок ухода путем удаления каждого четвертого или восьмого ряда. Не стоит сомневаться в том, что, убирая целый ряд, мы неизбежно вынуждены будем удалить и часть лучших деревьев. То же самое происходит, когда мы прокладываем технологические коридоры (волоки) для движения стандартных лесных машин или тракторов, ширина которых составляет 2,3 м и более. Технологический коридор (волок) при этом получается шириной 3,5—4 метра, впрочем, как и при линейных рубках. Таким образом, через каждые 15—20 метров мы вынуждены прорубать коридор по ширине, аналогичный квартальной просеке, и только для того, чтобы иметь возможность транспортировки заготовленной при проведении рубок ухода древесины к местам складирования.

До внедрения харвестерной заготовки на рубках ухода такие коридоры прорубались, как правило, через 40 метров, реже через 30 или 50 метров. Это тоже трудно признать нормальным при наличии в наших лесах многочисленных грунтовых дорог, тропинок, прогалин и других разреженных участков леса, которые можно использовать для технологических нужд. Зато теперь можно устраивать «квартальные просеки» в два раза чаще, чем вынуждены были делать раньше. Так все же, так ли неизбежна эта жертва за счет качества рубок ухода путем удаления лучших деревьев?

Этот вопрос однажды задали себе два брата, Ларс Гюннар и Нильс Эрик Нильссоны, живущие на севере Швеции, в местечке Vindeln. Они решили сконструировать новый тип лесных машин для работы в лесу, которым не требуется прокладка традиционных технологических коридоров (волоков) для движения даже в достаточно молодых лесах. Поскольку первоначально это производство напоминало механическую мастерскую, которая существовала еще с начала прошлого века, то и название будущему лесному бренду выбрали из начальных букв населенного пункта Vindeln — «Vi» и механика (mekanika) «mek». Так и получилось — Vimek. Оба брата давно уже на пенсии, но сын одного из них и сегодня является главным конструктором Vimek. Лесоводственная ориентированность и перспективность этих машин привлекла внимание руководства мирового флагмана в производстве лесных гидроманипуляторов фирмы Cranab, которая сначала частично, а затем полностью приобрела у братьев Нильссонов пакет акций Vimek и ввела компанию Vimek в состав Cranab Group, участниками которой, помимо Cranab и Vimek, являются также Slagkraft и Bracke Forest. Главными учредителями Cranab Group являются итальянская фирма Fassi и известный шведский бизнесмен Ханс Элиассон. Cranab и Slagkraft, к слову, также расположены в Vindeln. Здесь же находится и мировой лидер в производстве ротаторов — компания Indexator, а всего в 60 километрах — производство лесных машин Komatsu, вчерашнего Valmet.

Сегодня Vimek — это небольшая, но всемирно известная компания, родоначальник совершенно нового направления в лесном машиностроении. Vimek — это не просто один из многочисленных брендов лесных машин. Это, прежде всего, новая концепция технологии проведения рубок ухода, основанная на идее полного отказа от жертвенного удаления лучших деревьев для целей обеспечения транспортировки древесины от мест валки к местам складирования.

Результат внедрения этой концепции — максимально эффективное выращивание лесов.

На сегодняшний день в Беларуси мы выделяем четыре вида рубок ухода:

1. Осветление — для насаждений в возрасте до 10 лет (для тополя, осины и ольхи серой — до 5 лет)

2. Прочистка — для насаждений в возрасте 11—20 лет (для тополя, осины и ольхи серой — 6 — 10 лет)

3. Прореживание хвойных и твердолиственных насаждений — 21—40 лет; мягколиственных и твердолиственных порослевого происхождения, в том числе березовых, липовых, черноольховых, грабовых и др. — 21—30 лет; тополевых, осиновых, сероольховых и др. — 11—20 лет.

4. Проходная рубка хвойных и твердолиственных насаждений — 41 год и выше; мягколиственных и твердолиственных порослевого происхождения, в том числе березовых, липовых, черноольховых, грабовых и др., — 31 год и выше; тополевых, осиновых, сероольховых и др. — 21 год и выше. Заканчивают проходные рубки в хвойных и твердолиственных насаждениях семенного происхождения за 20 лет, в мягколиственных и твердолиственных насаждениях порослевого происхождения — за 10 лет до возраста главной рубки.

Vimek производит лесные машины для всех этих видов рубок ухода. Так, харвестер в стандартной комплектации предназначен для проведения прореживаний и проходных рубок, а при замене обычной харвестерной головки на специальную может быть с успехом использован на осветлениях. Приходится часто слышать возражения, что на осветлениях харвестер «не зарабатывает» денег, чтобы себя окупить. Здесь мы встречаемся с очень распространенным заблуждением, что харвестер — это машина для зарабатывания денег. Это не так. Харвестер — это машина, позволяющая кардинально повысить производительность труда. Там, где вчера нам нужна была бригада рабочих с бензопилами на особо тяжелых и опасных условиях труда, сегодня, с большим успехом справляется одна машина. Поэтому не так важно, заменит харвестер бригаду рабочих с бензопилами или бригаду рабочих с бензокусторезами. Это к вопросу об использовании харвестера на рубках ухода в молодняках.

Форвардер — машина для транспортировки лесоматериалов от мест валки к местам складирования. Он может быть использован также на всех видах рубок ухода за лесом, и прежде всего на прореживаниях и проходных рубках. А для целей прочисток Vimek делает на базе стандартного форвардера специальную машину «BioCombi», которая может работать как в режиме заготовки тонкомерной древесины на прочистках без обрезки сучьев, так и в режиме ее транспортировки к местам складирования для последующего измельчения в топливную щепу.

Хотелось бы остановиться на вопросе о том, какая машина в связке харвестер — форвардер является главной в технологическом плане. Часто приходится слышать даже от специалистов, что главной машиной является харвестер. Это очень распространенное заблуждение приводит к тому, что важные инвестиционные решения принимаются некоторыми руководителями ошибочно. Поэтому иногда имеет место приобретение харвестера без форвардера. А это в корне неверно. Постараюсь объяснить почему.

В последнее время в европейских странах, и в Беларуси в том числе, преи­мущественной технологией на лесозаготовках стала сортиментная с трелевкой полностью погружным способом. Не будем останавливаться на всех преимуществах этой технологии. Они известны большинству специалистов. Отметим, что особенно важны эти преимущества на рубках ухода. Для этой технологии не столь важно, каким образом будет произведена валка, раскряжевка и обрезка сучьев — бензопилой или харвестером. Важно, чтобы заготовленные сортименты были окучены и находились в зоне досягаемости крана форвардера вдоль путей его движения. При ручной заготовке все операции выполняет вальщик, при машинной — харвестер. В технологическом плане почти одно и то же. А вот как и чем трелевать заготовленную и окученную древесину, существенно влияет как на сам технологический процесс, так и на лесоводственное качество рубок ухода, да и на себестоимость лесозаготовок в целом. Если мы выбираем в качестве трелевочного механизма форвардер, который по своим габаритам совпадает с используемым харвестером, то мы получаем максимальный эффект от проводимых рубок ухода за лесом. Если эти машины не совпадают по главным параметрам, то эффект будет существенно ниже, в зависимости от степени несовпадения.

Какие же параметры являются главными для лесных машин на рубках ухода за лесом? Это прежде всего ширина и вес лесных машин (харвестера и форвардера). Почему так? Минимальная ширина машин позволяет, с одной стороны, избежать необходимости удаления лучших деревьев, особенно при проведении первых прореживаний, с другой — избежать повреждений стволов деревьев, оставленных после рубки. При использовании лесных машин малой ширины (до 2 метров) нет необходимости в кранах большой досягаемости. Распространенное заблуждение, что на рубках ухода длинные краны предпочтительнее. В густом лесу длинный кран не только сам наносит повреждения деревьям, но и при протягивании дальних деревьев также повреждает кору оставленных после рубки деревьев. Поэтому практика показала, что для целей рубок ухода гораздо лучше узкие маневренные лесные машины с вылетом стрелы до 5—6 метров. Легкий вес лесных машин важен для того, чтобы повреждения корневых систем, которые неизбежны при машинной заготовке, свести к минимуму. Этой цели также служит стремление уложить максимум порубочных остатков под колеса машин. Часть порубочных остатков будет размещена также и в пасеках.

Очевидно, что на рубках ухода обе машины должны быть, что называется, «комплектными», как по своим габаритам и маневренности, так и по производительности, то есть максимально эффективно работать в паре. Попытки использовать для трелевки тракторные тележки в комплекте с легкими и маневренными форвардерами при кажущейся дешевизне оказываются неэффективными во всех отношениях. Поэтому очень важно при принятии решения о покупке харвестера для проведения рубок ухода иметь в виду то, что надо одновременно приобретать к нему в пару и форвардер.

Возвращаясь к концепции Vimek, касаю­щейся технологии проведения рубок ухода за лесом, следует отметить ряд ее специфических особенностей, которые могут быть в новинку некоторым нашим специалистам. Так, например, мы все привыкли к тому, что вслед за харвестером, по каждому его следу, движется форвардер, собирая заготовленные харвестером сортименты. 

Особенностью технологии, предложенной Vimek, является то, что форвардер движется не по каждому следу харвестера, а через один. Таким образом, путь форвардера сокращается примерно вдвое, при этом наполняемость грузового отсека ускоряется и повышается производительность машины. Другой особенностью технологии является то, что движение машин в лесу никогда не является прямолинейным. Тот путь, по которому движутся обе машины, имеет более плавные изгибы в обход лучших деревьев, а путь только харвестера может быть весьма извилист, по необходимости. Двигаясь по этому пути, харвестер производит заготовку и укладывает сортименты на рядом проходящий плавно-извилистый путь, по которому будет двигаться форвардер. Таким образом, расстояние между путями форвардера составляет около 18—20 метров. Назвать их привычным термином — «технологический коридор (волок)» — даже не хочется, так как в результате никаких коридоров нет и мы имеем равномерно прореженный лес, в котором через пару лет не останется и следов от прошедшей рубки. Это, конечно, при условии, что все сделано по технологии.

Имеет смысл остановиться на двух весьма типичных ситуациях, которые встречаются повсеместно на территории республики.

Первая ситуация, когда на участке прореживания или проходной рубки мы уже имеем ранее прорубленные технологические коридоры (волока). Как уже указывалось ранее, расстояние между ними от 30 до 50 метров, чаще 40 метров. В этом случае мы можем использовать эти старые волоки в качестве магистральных и направлять движение харвестера и форвардера Vimek не вдоль существующих волоков, а поперек. Таким образом, мы равномерно проредим древостой, не прорубая никаких дополнительных коридоров.

Другая ситуация тоже весьма характерна и встречается на участках лесных культур с меж­дурядьями 2 метра и меньше. Хотя действующий стандарт и правила позволяют нам полностью вырубать каждый четвертый или восьмой ряды, делать этого не следует. В этом случае также нужно предусмотреть в технологической карте направление движения харвестера и форвардера не вдоль, а поперек рядов, причем необязательно под прямым углом к рядам (угол может быть от 40 до 90 градусов). Такая технология позволит нам избежать удаления лучших деревьев и прорубания «квартальных просек» через каждые 4—12 метров. Оператору харвестера лучше видно, какие деревья необходимо удалить и удобнее укладывать сортименты в междурядья поперек хода машин. Принцип движения: путь форвардера через один путь харвестера должен сохраняться во всех случаях.

Обе эти типичные ситуации очень хорошо решаются на основе технологии Vimek.

Технология работ на рубках ухода за лесом должна базироваться на двух основных принципах: лесоводственном и экономическом. Лесоводственный принцип должен нас всегда удерживать от вырубки лучших деревьев. А экономический принцип должен нас вести к минимизации затрат. Что касается харвестера, то его производительность в максимальной степени зависит от среднего объема хлыста и способностей оператора. Если на средний объем хлыста (в сторону его увеличения) мы без нарушений повлиять не можем и не должны, то принять все меры к тому, чтобы производительность труда оператора харвестера была высокой, мы должны. Вот что мы можем сделать: грамотный подбор кадров, обучение, правильная мотивация к труду, правильная организация труда. Одно из важнейших условий — это правильная мотивация. Причем не только исполнителей, но и руководителей. Об этом, к слову, можно поговорить отдельно.

Чтобы лучше понять технологическую концепцию Vimek, стоит несколько слов сказать о технических особенностях этих лесных машин.

Харвестер имеет уникальную функцию двойного рулевого управления: кроме привычного складывания шарнирно-сочлененной рамы, колеса моста под краном могут также поворачиваться, причем независимо от направления складывания рамы. Это позволяет обеспечить угол между передними и задними колесами 80° или двигаться «крабом», когда колеи передних и задних колес не совпадают. Такая конструкция рулевого управления в сочетании с шириной харвестера всего 1,8 метра создает феноменальную маневренность, которая может быть использована на тех путях, по которым не движется форвардер. Ширина форвардера всего 1,9 метра, что позволяет на всех рубках использовать для его движения нормальное расстояние между деревьями (2,1—2,5 м), не прибегая к вырубке лучших деревьев.

Как уже упоминалось ранее, важнейшим показателем для машин на рубках ухода является низкий вес. Так, харвестер Vimek 404Т6 весит всего 4,4 тонны, а форвардер Vimek 610.2 — 4,7 тонны. Причем грузоподъемность форвардера — 5 тонн, хотя подавляющее большинство форвардеров имеют грузоподъемность ниже своего собственного веса. Машины Vimek оказывают очень низкое давление на грунт, что значительно снижает риск повреждения корневых систем оставляемых лучших деревьев.

Важнейшим показателем себестоимости является расход топлива. Особенностью машин Vimek является их экономичность. Так, расход топлива составляет для харвестера всего до 5 л/час, для форвардера до 3,5 л/час.

Начиная с 2014 года Vimek максимально унифицировал кабинные части харвестера и форвардера, применив одинаковые двигатели Caterpillar — CAT C2.2T мощностью 60 л. с. Это значительно упрощает сервисное обслуживание машин.

Все машины Vimek оснащены параллельными кранами Mowi шведской компании «FTG Cranes AB». Параллельные краны, по сравнению с обычными кранами, существенно повышают производительность труда машинистов не только на харвестерах и комбимашинах, но и на форвардерах.

Трансмиссии харвестера и форвардера также унифицированы. Кабины оснащены всем необходимым: поликарбонатными стеклами, защитой операторов от всевозможных проблем, контрольно-измерительными приборами и компьютером, пневмокреслом, джойстиковым управлением, отопителем, кондиционером, радиомагнитолой с беспроводными наушниками.

Топливные и масляные баки оборудованы насосами для автоматической заправки. Гидравлическая система машин имеет вакуумный насос, позволяющий предотвратить вытекание масла из гидросистемы в случае разрыва рукавов высокого давления и т. п.

На харвестере используется финская головка Keto Forst Silver Supreme, позволяющая производить валку и обработку деревьев с диаметров в месте валки до 30 см. Особенностью конструкции головок Keto является то, что вместо привычных круглых вальцов для протяжки стволов в них используется гусеничный привод. Это позволяет добиться максимально точного измерения длины сортиментов за счет того, что измерение производится не измерительным колесом, а одной из гусениц протяжки, на которой установлен гидромотор меньшей мощности, по сравнению с другой гусеницей, для предотвращения ее пробуксовки. Гусеничный привод также позволяет значительно уменьшить повреждение поверхности сортиментов во время протяжки по сравнению с вальцами. Это очень важно в тех случаях, когда тонкомерные сортименты будут предназначены в качестве сырья для продукции оцилиндровки или для производства продукции из окоренной древесины.

Шарнир подвески харвестерной головки оснащен запатентованной системой блокировки при установке головки в положение валки, что позволяет избежать раскачивания головки при подведении ее к дереву и существенно повышает производительность труда оператора, особенно в молодых лесах с высокой густотой древостоя.

Форвардер также оснащен этой запатентованной системой блокировки шарнира подвески Vimek Brake Link, а грейфер его крана оснащен системой вертикального ориентирования сортиментов Vimek Tilt grapple TL 016, что позволяет принудительно ориентировать грейфер с сортиментами вертикально. Это нужно прежде всего для работы в густом лесу, когда использование традиционного грейфера неизбежно будет приводить к повреждению стволов оставляемых лучших деревьев. Кроме этого, одновременно можно легко торцевать вертикально расположенные сортименты о землю.

Поставляемые в Беларусь форвардеры опционально оборудованы удлиненным грузовым отсеком с четырьмя парами стоек для возможности перевозить два пакета двухметровых сор­тиментов.
Отметив особенности лесных машин Vimek, хотелось бы остановится на целом ряде их преи­муществ перед традиционными лесными машинами.

Первое и, пожалуй, одно из главных преимуществ состоит в том, что машины Vimek обеспечивают минимальные эксплуатационные расходы на самых затратных рубках. Не секрет, что самая высокая себестоимость заготовки одного кубометра древесины будет на выборочных рубках со средним объемом хлыста 0,03—0,10 м3. Это прежде всего прореживания и первые проходные рубки. И хотя лесные машины Vimek можно рекомендовать также для объема хлыста до 0,16 м3, максимальный эффект от них будет на самых малых объемах хлыста. Это экономическое преимущество.

Второе, не менее важное преимущество состоит в том, что проворные и легкие машины Vimek позволяют снизить до минимума риск повреждения оставляемых лучших деревьев. Это лесоводственное преимущество.

Концепция рубок ухода от Vimek позволяет оставить равномерно большее количество деревьев, чем при использовании других машин, что особенно важно при проведении первых прореживаний.
Для движения форвардера по лесосеке достаточно расстояния между деревьями всего 2,1—2,5 м. Это позволяет, избегая прокладки традиционных технологических коридоров (волоков), улучшить устойчивость лесов к сильным ветрам и снеголомам.

При проведении рубок ухода производительность маленького харвестера может быть такая же, а в густых и молодых лесах даже выше, чем у стандартных харвестеров.

Vimek не требует обязательного наличия в хозяйстве стандартного трала и обладает уникальными возможностями транспортировки своих лесных машин от базы до лесосеки, используя самые разнообразные способы: долли-трейлер, прицеп-лафет, легкий прицеп-платформу САТ 123-01, автоэвакуатор МАЗ 4370.

Оптимальным можно считать такую организацию работ, когда два оператора работают на одной машине. Они работают посменно, например через два-три дня. Таким образом, один оператор находится в лесу на работе, а другой в это время отдыхает дома. Тот оператор, который находится на смене, может не возвращаться каждый день домой и не гонять машину ежедневно из леса до ближайшей стоянки. Рабочий день при этом длится 11—12 часов. В этом случае оператор все свое рабочее время посвящает только производительному труду и обслуживанию машины. Подготовительно-заключительные операции и перегоны сводятся к минимуму. Можно организовать ночной отдых операторов прямо в лесу, используя прицеп-дачу, буксировка которого может осуществляться автоэвакуатором МАЗ 4370, который перевозит и саму машину. Получается максимальная автономия в передвижении от одной лесосеки к следующей. Такая организация, с одной стороны, будет способствовать максимальной производительности и эффективности труда, а значит, и зарплаты операторов, с другой — до минимума сократит непроизводительные перегоны машин, что будет способствовать снижению себестоимости заготовки и повышению долговечности машин.

Преимуществом и отличительной особенностью лесных машин Vimek является их простота, которая позволяет оператору во многих случаях проводить обслуживание, диагностику и ремонт машины самостоятельно, не теряя времени на вызов сервисного механика.

Одним из конструктивных преимуществ лесных машин Vimek является то, что кабина оператора и кран расположены на разных осях, что положительно влияет на здоровье и работоспособность оператора.

Несколько слов стоит сказать о возможностях лесных машин. Для харвестера это максимальный диаметр обрабатываемых деревьев, а для форвардера — максимальная грузоподъемность. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с неправильным пониманием этих параметров. Для харвестерных головок существует такое неписаное правило: чтобы определить наиболее эффективный диапазон работы головки, надо максимальный диаметр валки, указанный в технических характеристиках, умножить на коэффициент 0,6. Чтобы в этом убедиться, можно зайти на сайты лидеров в этом бизнесе, например LogMax или SPMaskiner. Так, для харвестеров Vimek диапазон наиболее эффективного использования 6—18 см. Вызывает приятное удивление, когда видишь понимание этого со стороны руководителей. И наоборот, иногда приходится слышать от операторов, что некоторые руководители им ставят задачу работать в диапазоне диаметров 6—30 см. Это правило не для Vimek, а для всех харвестерных головок любых размеров. Если хотим иметь долговечную работу, то лучше следовать рекомендациям производителя.

Что касается максимальной грузоподъемности форвардеров или тракторных тележек, то здесь тоже есть свои правила: цифра максимальной грузоподъемности в тоннах на практике соответствует объему загрузки грузового отсека пиловочником максимальной длины в кубометрах. Для форвардера Vimek 610.2 это означает 5 кубометров 4—5-метрового пиловочника.

Надо стараться очень внимательно относиться к показателям максимальных значений. Они называются максимальными, а другими словами, предельными. Если пытаться эксплуатировать технику на предельных значениях, то трудно рассчитывать на эффективность такой эксплуатации. Это правило для любой техники.

Очень важно, чтобы дорогостоящее оборудование, каким являются лесные машины, использовалось строго по назначению. Тогда можно будет ожидать эффекта от вложенных инвестиций. Для того чтобы правильно использовать оборудование, недостаточно обучить только операторов лесных машин, как на них работать. Порой куда важнее научить правильному использованию оборудования руководителей и технологов всех уровней. Именно в этом состоит задача данного материала.

С.Л. Родионов БЛГ №50 от 14.12.2017г  БЛГ №51 от 21.12.2017г

 

17 октября 2017г. в Министерстве лесного хозяйства состоялась церемония передачи 4 комплектов луков ОО «Белорусской федерации стрельбы из лука». Спонсорскую помощь общественному объединению оказала компания «Vimek».

Комплекты луков Министру лесного хозяйства и по совместительству председателю наблюдательного совета ОО «Белорусская федерация стрельбы из лука» Михаилу Амельяновичу вручил Глава Представительства «Vimek AB» в Республике Беларусь Сергей Родионов.

«Наша компания тесно сотрудничает с Министерством лесного хозяйства, и потому, когда прозвучала идея оказать спонсорскую помощь федерации стрельбы из лука, мы, конечно же, начали работать над этим, - отметил Сергей Родионов. – Для нас это первый опыт подобного сотрудничества, но убеждён, что он не станет последним».

Общая стоимость переданных комплектов составляет примерно в $ 2 000. Благодаря спонсорской помощи, освоить стрельбу из лука в скором времени смогут жители Витебской области. Именно в этот регион передадут все комплекты.

«Начало уже есть, я думаю, будет и продолжение. Самое главное – чтобы были результаты», - резюмировал Михаил Амельянович.

 

пресс - служба Минлесхоза 

Представительство Vimek AB
в Республике Беларусь

  • 220040 Минск, 3-й переулок Можайского 11-48
  • Моб. тел.: +375 (29) 667 19 55

viberwhatsapptelegramskype

Vimek AB

Vimek AB является частью Fassi Group. Мы производим профессиональные и легкие машины для лесного хозяйства: харвесторы, форвардеры и комбинированные машины.

Vimek AB в:

fbytinstraglinkid

© Vimek.by 2017 . Все права защищены Разработка сайта MarketingTut.by